на главную стр.

в архив

ЗОЛОТО АЛЯСКИ, ТАЙНЫ КГБ И ПС-84

АквалангистыЗавершилась подводная экспедиция, возглавляемая членом Русского географического общества г. Санкт-Петербург и начальником питерского морского клуба «Нево» Б.Е. Кузнецовым. Хотя главная цель была не достигнута (поисковики так и не смогли найти самолет ПС-84), все же экспедиция смогла найти попутно 4 самолета, сбитые в годы Великой Отечественной войны. Все материалы по находкам будут переданы в исторические архивы.

– Из-за сильных ветров мы лишь семь раз выходили на Ладогу, – рассказывает руководитель экспедиции Борис Евгеньевич Кузнецов. – Хотя в мае и июне Ладога бывает обычно спокойной, но на этот раз случилось иначе. Также нам пока не везет с поиском легендарного самолета ПС-84, сбитого во время войны. Три года назад во время аналогичных поисков на Ладоге мы его смогли обнаружить с помощью родственников сбитого летчика Рыбалкина. Теперь надо начинать все с начала.

Поисковики  поведали очень много интересных сведений из области неожиданных находок, открытий и легенд. Одна из красивых легенд, с поисками которых как-то были связаны члены клуба «Нево», это золото Аляски. По некоторым данным, деньги за покупку Аляски должно было доставить специальное судно, которое при невыясненных обстоятельствах затонуло в водах Балтики. Поиски его продолжаются до сих пор. Другая не менее загадочная история связана с любовницей Маннергейма, которую тайком арестовали и держали в заключении сотрудники КГБ. По словам руководителя экспедиции, ее тело было найдено в большом сундуке, покоящемся на дне Финского залива...

За плечами опытных поисковиков из морского клуба «Нево» не только экспедиции на Балтику и Ладогу, но также по многим регионам России. Были выезды и в зарубежные страны, к примеру в Турцию. Состав экспедиции постоянно меняется. Вот и сейчас в Новой Ладоге постоянно находятся только трое человек: сам руководитель и двое членов клуба «Нево» – Александр Петрович Осипов и Александр Сергеевич Огородников. Все члены клуба настоящие универсалы. Как сказал Кузнецов, «если надо, каждый из нас и под воду уйдет, и в небо поднимется». А помогает перемещаться в пространстве принадлежащее клубу специальное оборудование: акваланги и пароплан – своеобразный парашют с моторчиком.

Несмотря на разнообразие интересов и увлечений, больше всего питерские поисковики любят работать здесь, в ставшем уже почти родным Приладожье. Особенно их привечает Новая Ладога. Борис Евгеньевич попросил выразить благодарность через газету многим ладожанам, кто помогал и помогает членам экспедиции заниматься благородным делом. В частности, это относится к мэру города В.В. Сенчукову и его заместителю Т.К. Васиной, местному поисковику Вадиму Иванову, главному лесничему новоладожского лесничества Игорю Кондратьеву, а также руководителю районного туристского центра В.Н. Голубкову, который дал помещение для проживания поисковиков.

Благодаря содействию местных жителей члены экспедиции нынешним летом нашли в лесах и болотах Приладожья четыре самолета, сбитых в годы Великой Отечественной: Ил-2, Миг-3, И-16, Пе-2. К сожалению, останки обнаруженных самолетов оказались без шильды – специальной таблички с заводскими номерами. Сохранился лишь заводской номер на фрагменте крыла Пе-2. Одна из удач поисковиков – довольно хорошо сохранившиеся останки самолета И-16, найденные под водой на Ладоге, возле мыса Птинов, о котором и было подробно рассказано в заметке «Самолет на дне Ладоги».

На прощанье дружные и общительные поисковики показали альбом с фотографиями находок. Увиденное впечатлило бы любого, даже далекого от подводной и наземной «археологии» человека! Останки погибших самолетов, погребенные в мутных водах Балтики и Ладоги, а также запорошенные снегами в бескрайних российских просторах, красноречиво говорят о жестоких сражениях прошедшей войны, о славной истории России и о ее безвестных героях, о чем и хотят лишний раз напомнить члены питерской экспедиции.

Виктор СКОРЫХ.

Hosted by uCoz